Арбитра́ж (от фр. arbitrage ) — разрешение спора при посредничестве
Международный коммерческий арбитраж получил всемирное признание в качестве эффективного способа разрешения коммерческих споров и представляет собой негосударственные, коммерческие арбитражные суды, специально предназначенные для рассмотрения споров между участниками международных коммерческих сделок, сторонами по которым выступают лица разной государственной принадлежности (иностранные фирмы и организации).
Одна из наиболее привлекательных сторон арбитражного процесса — это его неформальность, отсутствие жестких процессуальных требований и возможность сторонам самим устанавливать правила процедуры.
Стороны могут предусмотреть в своем соглашении использование в арбитражном процессе определенного языка, необходимость проведения устных слушаний, способы предоставления доказательств и т.д.
Существуют две основные разновидности международного коммерческого арбитража:
— постоянно действующий арбитраж - арбитражное производство, работающее под руководством постоянно действующей арбитражной организацией и осуществляющий арбитражное разбирательство в соответствии с утвержденными ими регламентами;
— арбитраж для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc) — арбитражное производство, работающее по правилам, не связанным ни с какой арбитражной организацией (к примеру, по Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ или по регламенту, разработанному сторонами самостоятельно).
Постоянно действующие арбитражные организации
Постоянные арбитражные организации создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, организациях и ассоциациях предпринимателей, а также могут создаваться в самостоятельно.
Среди постоянно действующих арбитражных институтов наиболее известными в мире и авторитетными являются:
Основными преимуществами постоянно действующего арбитража являются:
Арбитраж для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc)
«Классический» арбитраж ad hoc формируется непосредственно сторонами контракта для рассмотрения одного конкретного спора, причем регламент разбирательства определяют либо стороны совместно, либо его устанавливает созданный арбитражный трибунал. Однако обычно, вместо согласования регламента, с целью экономии времени и избежания противоречий стороны используют уже существующие регламенты, к примеру, Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. Данный регламент позволяет до минимума сократить процедурные споры и обеспечить выход из тупика в том случае, к примеру, если ответчик не назначает своего арбитра, или если два арбитра не могут достигнуть согласия относительно кандидатуры председателя.
Арбитражные производства ad hoc проводятся достаточно редко. Исследование 2008 года, проведенное PWC, показало, что в последние 10 лет лишь 14% решений принималось в рамках ad hoc арбитражей, причем такую форму разбирательства предпочитали крупные корпорации с оборотами более 50 млрд. долларов, то есть владеющие собственными юридическими департаментами.
Основное преимущество арбитража ad hoc — максимальная гибкость производства, большой потенциал для его ускорения и удешевления. Кроме того, стороны производства ad hoc могут самостоятельно определить размер арбитражного сбора или избежать его уплаты (если не будут назначать арбитражный институт для администрирования дела).
Основной недостаток арбитража ad hoc — эффективность производства ad hoc сильно зависит от того, насколько стороны склонны сотрудничать с целью разрешения своего спора. Если одна из сторон игнорирует производство или даже намеренно ему противодействует, это приводит к большим потерям времени, которых можно избежать в случае институционального арбитража.
Арбитражное соглашение
Для того чтобы спор мог рассматриваться в международном арбитраже, сторонам необходимо заключить арбитражное соглашение.
Арбитражное соглашение — это соглашение сторон существующего или будущего спора о передаче такого спора на рассмотрение арбитражного трибунала и является основой всего арбитражного производства.
Можно выделить две основные формы арбитражных соглашений:
Процесс формирования международного коммерческого арбитража в Республике Казахстан носил закономерный характер и первые арбитражные суды были созданы в 1993 г., с момента приобретения Республикой независимости, когда был провозглашен курс на создание рыночной экономики и активное привлечение иностранных инвестиций.
Наличие арбитражных судов является общепризнанной в цивилизованном мире гарантией для иностранных инвесторов.
Сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что в суверенном Казахстане начиная с 1993 г. арбитражные суды, зарекомендовав себя как надежный, беспристрастный и эффективный способ разрешения экономических споров, стали неотъемлемой частью судебной практики Республики.